История кафедры
История кафедры
Вопросы качества всегда занимали важное место в обществе. На начальных этапах они были составной частью производства и торговли. Считается, что выделение вопросов качества в отдельную область произошло в 1905 г. при появлении системы Тейлора. В настоящее время вопросы качества решаются с учетом требований Всемирной торговой организации, что привело к реализации в Европе:
- «Нового подхода» (1998 г.), где нормативные документы разделены на стандарты, добровольные к исполнению, и технические регламенты – обязательные к исполнению»;
- «Глобального подхода» (1993 г.) включающего использование типовых модулей по оценке соответствия изделия.
Подготовка к вступлению Украины во Всемирную торговую организацию потребовала наличия специалистов в области качества. С этой целью была принята программа «Развитие системы образования в вузах Украины в области управления качеством и стандартизации». В рамках реализации этой программы в 01.06.1999г. в Донецком национальном техническом университете была создана кафедра «Управление качеством».
Это была первая в Украине кафедра, которая создавалась именно в соответствии с новой философией качества, основанной на принципах Э.Деминга, новом подходе к управлению качеством (TQM) в условиях перехода страны на европейские стандарты. Кафедра «Управление качеством» создавалась на своей собственной базе, взяв за основу европейские учебные программы тех стран, которые достигли успеха в области качества, (в т.ч. Германия, Бельгия и др.)
Заведующим кафедрой был назначен А.И. Момот, кандидат экономических наук, профессор, который начал заниматься вопросами в области качества еще в 1979, учась в аспирантуре в Москве и посвятив свою диссертацию проблемам экономической ответственности за качество продукции. Под его руководством формировался работоспособный эффективный коллектив кафедры, который расширялся за счет своих лучших и наиболее способных выпускников.
В 2000 г. Кафедра успешно прошла аккредитацию и стала первой в Украине, которая получила право выпускать специалистов по управлению качеством по специальности «Качество, стандартизация и сертификация» с выдачей диплома государственного образца, а с 2002 г. и магистров по специальности «Качество, стандартизация и сертификация ».
С 2010 открыта подготовка образовательно - квалификационного уровня бакалавр в области знаний «Метрология, измерительная техника и информационно - измерительные технологии», специальность «Метрология, стандартизация и сертификация».
В 2015 году, под руководством заведующей кафедры Е.В. Мирошниченко, кафедра успешно перешла на российские стандарты и получила новое название специальности "Управление качеством", профиль подготовки «Управление качеством, стандартизация, метрология и сертификация» (бакалавриат и магистратура).
С осени 2016 года заведующим кафедры был назначен доцент, д.т.н. Ченцов Николай Александрович.
В 2017г. кафедра прошла аккредитацию и подтвердила свое право выпускать бакалавров и магистров по направлению подготовки «Управление качеством» (27.03.02, 27.03.02) профиль и магистерская программа «Управление качеством, метрология, стандартизация, сертификация).
В 2020 г. кафедра прошла аккредитацию на подготовку по Российским стандартам и выдачу российских дипломов магистрам по направлению подготовки «Управление качеством» (27.03.02, 27.03.02) магистерская программа «Управление качеством, метрология, стандартизация, сертификация).
В 2022 г., учитывая потребности народного хозяйства, изменено содержание дисциплин изучаемых студентами по направлению подготовки 27.03.02. Это потребовало закрыть профиль «Управление качеством, стандартизация, метрология, сертификация» и открыть два новых профиля подготовки:
«Менеджмент качества», рассматривающий вопросы построения национальной инфрастуктуры качества;
«Управление качеством в бизнес-системах», рассматривающий вопросы построения качественной бизнес-системы в масштабе предприятия и организации.
С осени 2016 года заведующим кафедры был назначен доцент, д.т.н. Ченцов Николай
Алесандрович.
Основными критериями отбора кадров кафедры «Управление качеством» является соответствие
уровня подготовки и специализации претендента требованиям учебной и научной работы
кафедры, наличие деловых и исполнительных качеств, необходимый уровень педагогического
мастерства.